Мода и потребление.
МОДА — периодическая смена
образцов культуры и массового поведения.
Мода (Гофман) - одна из форм, один из
механизмов регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индивидуального,
группового, массового.
Мода
(Ильин) - одна из социальных норм, характерных для
индустриальных и постиндустриальных обществ. В качестве социальных норм мода
приписывает индивидам определенные модели потребительского поведения.
Структура моды:
Мода
Ценностные и
нормативные аспекты моды.
Мода как ценность Ядро модных значений
(то, почему предмет становится модным - атрибутивные ценности моды) - современность, универсальность,
демонстративность, игра. Денотативные ценности (внешние) - те, которые
следуют из внутренних; социально-групповые и личные ценности. Следуя тем же
внутренним ценностям, различные индивиды могут следовать различным, а
иногда и противоположным денотативным стандартам. Мода как норма: ¨ социально-исторический характер (присуща конкретным
типам обществ и не универсальна). ¨ современна (всегда, даже если воссоздает нечто
очень старое). ¨ универсальна (диффузна): региональных и
государственных границ, различий между классами нет - ограничена только
рамками «нашего времени». ¨
демонстративна - модный объект
становится таковым в отблеске завидующих, восхищенных глаз публики.
Мода
- явление массовое, часть массовой культуры
(haute
couture ("высокое шитье") - не мода,
хотя и может быть источником модных образцов; pret-a-porter
("готовые для ношения") - производство более-менее массовых вещей,
доступных многим - мода. ) Соотношение haute couture pret-a-porter - как искусство и реалдьная жизнь
соответственно.
Мода как процесс
характеризуется своими фазами движения (Ильин).
1.
Производство моды
¨ Идеальное производство
¨ Материализация моделей
¨ Массовое производство
2.
Распространение модных вещей
- доведение
образцов до широкой публики.
¨ Распространение имиджа
объекта или стандарта (прямая и скрытая реклама)
¨ Распространение материальных
объектов моды.
3.
Потребление
модных вещей
Творцы моды:
Версия 1: Мода
- заговор модельеров и производителей (естественно, все не так просто)
Версия 2: Моду
творят публичные люди - референтная группа, эталонная для большинства.
Условия возникновения моды:
Общество, где мода невозможна |
Общество, в котором мода возможна: |
Статичность |
Динамичность |
Закрытость |
Открытость |
Ограниченность материальных благ и культурных образцов |
Избыточность |
Социальная однородность |
Социальная дифференциация |
Фиксированная социальная иерархия (касты, сословия) |
Социальная мобильность |
Циклы моды.
Фазы выделяют разные, но смысл такой (по Гофману):
Ограничения
в процессе продвижения модных товаров (Ильин):
¨
Сопротивление
человеческого материала
¨
Различие
материальных возможностей следовать модным образцам (ограничения цен и спроса)
Типы
потребителей с точки зрения присоединения к модным образцам:
¨
Инноваторы
(самая малочисленная группа, "пробующие" первыми)
¨
"Лидеры"
(местные лидеры - локальные авторитеты, отбирающие у инноваторов модели,
наиболее приемлемые для своей субкультуры)
¨
Раннее
большинство (подражатели, масса "модных") Авторитет для них - местные
лидеры.
¨
Позднее
большинство ("консерваторы") - хотят быть как все, боятся оказаться
"белой вороной"
¨
Традиционалисты
("отстающие")ориентируются на традицию либо просто нет денег…